Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Искусство баллады и техника резонансного пения

на музыкально-поэтическом материале 
песни Сергея Никитина на стихи Александра Городницкого

...Я получил блаженное наследство –
Чужих певцов блуждающие сны;
Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.

И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет,
И снова скальд чужую песню сложит
И как свою ее произнесет.

                          Осип Мандельштам 

Пожалуй, современная баллада "В Уэльсе", написанная учёным, поэтом и путешественником, одним из самых обаятельных российских бардов – Александром Городницким, будет первой в нашем музыкально-поэтическом репертуаре, что потребует отнестись к технике резонансного пения совершенно по-взрослому. Прощайте, милые сердцу сказочные образы; перед нами реальный, полный опасностей и разочарований мир, где в аккомпанемент песни вплетаются вой ветра, шум дождя, звон кубка, а иногда клинка, и где тем не менее в кругу суровых, обветренных людей найдётся место верности, сердечности и дружбе. 
Припомним, что резонансная техника подразумевает использование трёх приёмов пения (или декламации), так как существует три вида резонанса: глубокий, высокий, средний, каждый из которых возникает при фокусировке звука голоса на том или ином резонаторе нашего тела.
Глубокий, или низкий, резонанс достигается за счёт того, что звучание голоса фокусируется в области диафрагмы. Лёгкие при этом полны воздуха, а каждый звук слегка "выталкивается" диафрагмой наружу. Голос звучит низко, насыщенно. Такой тембр как нельзя лучше подходит для передачи глубокого чувства; выражения могущества, энергии, мощи; отображения событий, явлений и картин огромного масштаба.
Высокий резонанс требует фокусировки звука в затылочной части головы. Отражаясь от затылка, высоко окрашенный звук летит далеко и воспринимается наилучшим образом, даже если не очень громок. Всё мечтательное, возвышенное, волнующее требует именно такого звучания. С помощью высокого резонанса достигаются эффекты пространства, полёта; изображаются ландшафтные картины дальнего и среднего плана.
Средний резонанс – это фокусировка звука в середине груди, в той самой области, где находится сердце. Это оптимально для передачи самых доверительных интонаций, искренних чувств, непосредственных движений мысли, души. Ландшафтные картины небольшого масштаба, близкого плана: цветок на лугу, "божья коровка" на веточке, падающие кружащиеся листья – нуждаются в отображении посредством среднего резонанса.

Образный мир первой строфы баллады раскрывается перед нами в самых разнообразных объёмах пространства: уют и тепло очага и шум дождя по крыше (близкий план – средний резонанс); затаённая грусть, быть может, – обида (глубокое чувство – глубокий резонанс); гомон дружеской пирушки (все шумят и каждый хочет быть услышанным – высокий резонанс)

 
В Уэльсе тёплые дожди
Резонанс – средний
 

По крышам шелестят,

 
  Подруга, ты меня не жди, глубокий
 

Я не вернусь назад

 
  Стакан зажат в моей руке, высокий
 

Изломан песней рот,

глубокий
 
Мы в придорожном кабачке
высокий
 

Встречаем Новый год.

 

Если рефрен в балладе повторяется дважды, второй раз он должен прозвучать иначе, чем в первый. Эстетические законы требуют от нас разнообразия, вариативности. Но какой? Пусть, если в первый раз мы спели его, примеряя к себе роль участника пирушки – на высоком резонансе, во второй он прозвучит как тёплое воспоминание – на среднем. 

Ну что ж, начало в работе над балладой положено. Теперь попробуйте разнообразить звучание второй и третьей строф. Не забывайте о динамике, о том, что громкость достигается не за счёт напряжения голосовых связок, а главным образом за счёт количества воздуха, проходящего через них при пении или декламации. Следует помнить и о том, что задача выразительного исполнения не может быть решена одним единственным образом; здесь, как говорится, возможны варианты. Каждая интерпретация хороша по-своему, каждая – ценна, и в первую очередь своей новизной, даже если речь идёт об очень старой песне.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ