Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

«Старики стихов не учат»

ещё раз о технике речи и об интонации
на музыкально-поэтическом материале
песни Сергея Никитина на стихи Юнны Мориц

Сущность музыкальной работы в том и состоит, чтобы в нужное время попадать в нужное место. 
С героями "Сказки о потерянном времени" этого не произошло. С нами, будем надеяться, произойдёт!
 

Песенка "Хорошо быть стариком" одна из самых лаконичных в нашей коллекции. И короткий рефрен ей под стать:

Старики не ходят в школу – 
Хорошо быть стариком! 

Его следует исполнить по-стариковски – солидно, с опорой звука на диафрагму, то есть используя глубокий резонанс.
Все остальные слова песни, включая озорной припев –

Старики стихов не учат,
Их уроками не мучат,
За прогулы их не жучат,
Их не мучат, их не жучат,
И не надо на помойку
Бегать с мусорным ведром!

– исполняются на высоком резонансе. Впрочем, работа над этой песней обычно погружает начинающих музыкантов в такое азартное состояние, что резонансные характеристики запева и припева устанавливаются как-то сами собой. В этом азарте иногда, к сожалению, забывают о хорошем произношении, отточенной дикции. А ведь в этой песенке много "С", много "З", много "Ж". Без дополнительной работы над правильной артикуляцией припев-скороговорка может превратиться в настоящий кошмар!
Приведём несколько упражнений для работы над наиболее "опасными" звуками родной речи, которые необходимо регулярно повторять, следя за тем, чтобы произносилось именно то, что записано:

1. Звуки "С" и "З"

СИ СЭ, СА  СЯ, СЕ СЮ, СУ СЫ

ЗИ ЗЭ, ЗА  ЗЯ, ЗЕ ЗЮ, ЗУ ЗЫ

 А вот и пара известных четверостиший для отработки этих созвучий:

Сев в такси, спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А водитель: «Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!»

(Я. Козловский) 

В бузине, сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой,
На сосне звенят синицы,
На березе зяблик бьет.

(Э. Багрицкий)

2. Звуки "Ж" и "Ш"

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже:
Ужа ужица съест на ужин.
Не ешь, ужица, мужа-ужа, -
Без мужа-ужа будет хуже!

(Скороговорка)

Кошки не похожи на людей.
Кошки это кошки.
Люди носят шляпы и пальто,
Кошки часто ходят без одежки.
Кошки могут среди бела дня
Полежать спокойно у огня,
Кошки не болтают чепухи,
Не играют в домино и шашки,
Не обязаны писать стихи,
Не нужны им разные бумажки.
Людям не сойти с проторенной дорожки,
Ну, а кошки – мяу – это кошки...

(Ж. Агузарова)

Не следует опасаться, что юные исполнители воспримут текст песни как-нибудь слишком буквально. Ценнейший и сложнейший аффект, заключённый в стихотворении Юнны Мориц, необыкновенно тонко чувствующей детскую душу, самоирония. Что же касается работы над интонацией, здесь нет иных рецептов, кроме терпеливого многократного и неторопливого повторения всех интервалов, всех модуляций, которые вызывают какие-либо затруднения. Слегка перефразируя И. С. Баха, можно сказать, что сущность музыкальной работы в том и состоит, чтобы в нужное время попадать в нужное место. С героями "Сказки о потерянном времени" этого не произошло. С нами, будем надеяться, произойдёт!

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ