Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Стилизация в исполнении «хулиганской» песни

на музыкально-поэтическом материале песни Юлия Кима
в интерпретации Сергея Никитина

Пролезешь по болотам
И влезешь в бурелом,
Одно возьмешь обходом,
Другое – напролом.
Уже поставил точку,
Труба трубит отбой –
А точка усмехнулась
И стала запятой!
 

Юлий Ким, 
из песни к кинофильму
"Точка, точка, запятая"

Шуточную детскую "хулиганскую" песенку "Малютка Илья-Муромец" Юлий Ким написал для кинофильма "Точка, точка, запятая" (Мосфильм, 1972). Но, похоже, взрослым дядям и тётям, надзиравшим за детским кинематографом, песня не понравилась и в фильм не вошла... 
А ведь Юлий Ким знал, о чём писал! Он окончил Московский педагогический институт, долго учительствовал на Камчатке, словом, представлял какие "муромцы" порою встречаются среди наших мальчишек. 
И автор знает это прекрасно! 
Вот лишь один пример. С группой детворы в возрасте от 4 до 12 лет автор отправился на московский Авиасалон – огромную выставку современной авиационной техники под открытым небом. Большие самолёты оказались в безопасности от юных посетителей; на своих высоких шасси они гордо парили над их головами, почти недосягаемые для шаловливых ручонок. Но когда мы подошли к площадке, где уютно расположились несколько небольших вертолётов, обвешанных разноцветными ракетами – бутафорскими, но грозными по виду, – дети набросились на них с диким восторгом и таким огнём в глазах, что между пилотами, находившимися тут же, случилась паника. Пилоты, по-видимому, были хорошо осведомлены, насколько далеко распространяются познания детворы в вопросах конверсии, то есть превращения военной техники в металлолом. 
"Граждане, – срывающимися голосами кричали авиаторы (а шаловливые ручонки так и порхали по вертолётным принадлежностям!), – заберите детей! Это же боевые машины! Они нам тут всё пооткручивают! Мы же не взлетим!!"
И никакого хулиганства здесь не было и нет! Так, любознательность одна... 
Да что там говорить! Сам автор, когда надо было что-нибудь быстро разобрать, обычно звал сына. Теперь зовёт внуков... 
Поговорим, наконец, о методике...

Сергей Никитин, довольно часто исполняющий эту песню, долго искал образ для героя. И нашёл, осуществив в исполнении тонкую стилизацию под "хулиганский" стиль в хорошо узнаваемой манере Владимира Высоцкого. Спеть "под Высоцкого" в детском ансамбле не удастся. Вокализация на расщеплении голосовых связок  сложный, не детский приём. Однако нам вполне по силам изобразить некоторую нарочитую суровость, если мы прибегнем к глубокому резонансу и мелодекламации в тех строках текста песни, которые содержат, скажем так, отступления от правильной речи или несут в себе неповторимый "дворовый" колорит. 
Мгновенный переход от пения к мелодекламации (например, на вторых строчках каждой из строф: "...понял себя не сразу""...и мальчика простили", "... и силушка – не шуточка") и мгновенное же возвращение к пению могут сделать наше исполнение и разнообразнее, и выразительнее.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ