Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Ранние опыты сонористики

на материале "Самой первой песни",
музыка Сергея Никитина, стихи Валентина Берестова 

Остроумный "художественный" приём, используемый автором в этой композиции, был придуман, когда Сергею Никитину доверили исполнение партии открывающейся двери в записи мюзикла "Али Баба и сорок разбойников". Это была даже не дверь, а скала, сдвигающаяся вследствие магического заклинания "Сим-сим, откройся", за которой и обнаруживался волшебный грот.  

Никого не придётся долго уговаривать поучаствовать в исполнении "Самой первой песни" Сергея Никитина на стихи Валентина Берестова. Скорее всего, потребуется сдерживать энтузиазм начинающих исполнителей, так как остроумный приём, который, к слову, относится к области сонористики,  наделяющий эту песню неповторимым "доисторическим" обаянием, таит в себе серьёзную опасность для голосовых связок. Чтобы на связках не завязались узелки, необходимо изображать "клёкот птеродактелицы" строго только на вдохе и ни в коем случае не делать этого при выдохе.
Другой замечательной стилистической находкой, сообщающей этой песне столь привлекательную ироническую архаичность, является хроматическая последовательность, исполняемая со словами "и дружил он с птицею – птеродактилицею", а также "радуясь певице – птеродактилице". Оба хроматизма (довольно коротких в диапазоне чистой квинты) завершаются глиссандо, воспроизводимым на два последних слога строки, доводящим диапазон модуляции до полной октавы. Исполнение в ансамбле хроматизма, да ещё и глиссандо, с непривычки может показаться делом непростым. Чтобы и эти трудности были успешно преодолены, следует включить несколько хроматических фигур в тот фрагмент занятия, который отдан распевке: попытаться исполнить подобным образом до-мажорную гамму на слова "до, до диез, ре, ре диез, ми, фа, фа диез, со-о-о-о-ль – до", неуклонно добиваясь чистоты интонации. Попутно стоит подготовиться к исполнению непривычно сложных интервалов на слова "весом восемьдесят тонн" в первой строфе и "слушал игуанодон" – в третьей. Эти чередующиеся кварты и терции тоже надо отрепетировать, для начала пропевая ноты "до – фа, ре – фа, ми – соль – фа" сначала довольно медленно и постепенно ускоряя темп.

В результате проделанной работы на душе станет намного веселее, вокальная техника обогатится парой-тройкой новых приёмов. К числу интеллектуальных приобретений можно отнести оригинальную версию происхождения музыкального искусства от Никитина и Берестова.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ