Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

«Только ритмы»

Отображение и воспроизведение чётного и нечётного ритмов.
Ритм и метр. Сильная и слабая доля. Градации темпа и динамики.

Особое искусство – отработать каданс, то есть так завершить композицию, чтобы все инструменты замолчали вместе, одновременно.
И ненадолго замереть, вслушиваясь в тишину.
Этот момент – из самых приятных.

Представьте, что у вас появилась возможность воспользоваться целым оркестром  разноплемённых ударно-шумовых инструментов, выполненных из природных и искусственных материалов. Так может выглядеть методический набор, предназначенный для уроков музыки.
Кто-то из учителей увидит в этом ярком, интригующем подарке что-то вроде ящика Пандоры и будет стоять на том, что предлагать это детям на уроке – безумие.
А кто-то наверняка станет утверждать, что набор неполон, ибо в комплекте недостаёт пистолета, из которого педагогу надлежит застрелиться тотчас же, как его ученики дружно ударят в барабаны.
Не станем забывать, что даже самые безопасные игрушки надо передавать в руки ребёнку не все разом, а постепенно – по одной. Нашу "шумную компанию" следует растянуть надолго, ведь с её помощью можно научиться очень многому.
Чему же? Это зависит и от возраста, и от степени подготовки учеников, но почти все занятия, перечисленные ниже, необыкновенно увлекательны.

1. Для начала мы воспроизведём двухдольный (чётный) ритм, воспользовавшись настоящим африканским барабаном "Конго":

Упражнение «двухдольный (чётный) ритм»

2.  А вслед за ним и трёхдольный (нечётный) ритм – при помощи, например, пары барабанов "Бонгос":

Упражнение «трёхдольный (нечётный) ритм»

Вам, наверное, известно, что по европейской традиции первая доля – сильная и она слегка выделяет начало каждой из следующих друг за другом повторяющихся ритмических фигур.
Допустим, что каждая из ритмических фигур символизирует нечто: слово, понятие, образ.
Два у нас уже есть. Как же получить третье?
Риторический вопрос! Ведь вы уже догадались.
3. Мы просто соединяем две структуры воедино. Отныне левая рука выполняет двухдольную, а правая – трёхдольную партии.
Увеличим скорость (в музыке она определяется значением, называемым метр: количеством четвертей в минуту) и, быть может, получим ещё один новый символ, или понятие.
Но, не имея представления о нотной записи, мы, наверное, не смогли бы воспроизвести такой сложный метроритмический рисунок, как "три на два".
Или смогли бы? Можно ли придумать какую-то нетрадиционную форму записи, которая была бы понятна не только музыкантам? Можно! Вот она:

Упражнение «три на два»

Прежде чем мы начнём всерьёз практиковаться в воспроизведении простых и синкопированных ритмов, договоримся о правилах.
Некоторые общие правила, что называется, налицо:

1. Сильная доля и совпадение ударов в правой и левой руке приходятся на начало каждой новой серии. В музыкальной нотации это пространство называется тактом.

2. Все такты идентичны, т. е. похожи друг на друга как близнецы, если только мы не меняем ритм.  Особенно хорошо это заметно при изучении рисунка "три на два", где серии (такты) довольно коротки и их много умещается в одной строчке.
Вот так, при помощи нехитрых расчётов, можно отобразить достаточно хитрые упражнения, не прибегая к помощи нотации.
Знания и навыки, о которых речь пойдёт ниже, позволят бесконечно разнообразить звучание этого уникального оркестра.

Прибегнем вновь к инструментам из "шумной компании" для совершенствования наших умений в обращении с метроритмическими структурами.

1. При помощи любого из этих инструментов можно понемногу научиться отображать чётный и нечётный ритм с акцентированием сильной доли поочерёдно правой и левой рукой, аккомпанируя танцевальной музыке эпохи Возрождения или музыке клавирных и инструментальных сюит барокко.

2. Пусть тот, кто слишком агрессивен в обращении с ударными инструментами, дирижирует, оттеняя при этом сильную долю характерным  движением руки сверху вниз. Можно соорудить для него и дирижёрскую палочку. Она, к счастью, не производит почти никакого шума.

3. Со временем нашему дирижёру можно будет посоветовать научиться свободной рукой давать динамические указания солисту или маленькому ансамблю, которым он "руководит": forte (громко), piano (тихо), mezzo forte (чуть громче), mezzo piano (чуть тише), fortissimo (оглушительно), pianissimo (едва слышно), crescendo (с нарастанием громкости), diminuendo (с убыванием громкости). Возможно, рано или поздно дирижёр и ансамбль смогут совместно применять такие сложные динамические приёмы, как sforzando (сильный, острый динамический акцент) и subito piano (внезапное piano – противоположный sforzando акцент).

4. Ансамбль при этом может потихоньку разрастаться. Следует разнообразить партии за счёт договорённости о распределении акцентируемых долей между участниками ансамбля.

Например: 
• один исполнитель на своём инструменте участвует во всём сопровождении, акцентируя каждую долю;
• другой подаёт голос только на сильную долю;
• третий – только на чётные доли;
• четвёртый – только на нечётные доли;
• пятый акцентирует каждую долю двойным или тройным ударом и т. д.

5. Особое искусство – отработать каданс, то есть так завершить композицию, чтобы все инструменты замолчали вместе, одновременно. И ненадолго замереть, вслушиваясь в тишину.
Этот момент – из самых  приятных.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ