Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Техника экономного, распределённого дыхания

Песенка-скороговорка Буратино,
стихи Булата Окуджавы, музыка Сергея Никитина


...Не нужно пытаться всегда разделять в занятиях, "раскладывать по отдельным полочкам" знания, творчество и, что называется, технику (технологию). Человека-то при этом мы ведь не пытаемся разъять на интеллект, душу и тело. Все эти три начала в каждом из нас неотделимы друг от друга.

В качестве практики для разработки техники дыхания предлагается забавная Песенка Буратино. Она исполняется в очень быстром темпе, как скороговорка. Для начала следует привыкнуть к стихотворению. Просто почитать его, последить за артикуляцией. Обратите внимание на то, что рот, язык, губы, щёки (у артистов всё это, вместе взятое, называется "маска") должны работать довольно интенсивно, энергично. Затем потихоньку можно увеличивать темп, а вскоре и петь. Устройте соревнование, кто из вас быстрее прочитает или споет эту песенку.
Ниже приводятся элементы текста песни и некоторые методические указания по технике дыхания (с обозначениями).
Перед запевом хороший, глубокий вдох, а затем после каждой из первых трёх строк можно пополнить запас воздуха в лёгких. Глубокий вдох обозначается значком (" ), более короткий, вспомогательный, – (' ) После третьей строки вдохнуть уже не удастся, и весь запас воздуха в лёгких надо распределить на припев и его повтор. Таким образом, последняя строка запева и восемь строк припева поются на одном экономном, распределённом дыхании. Весь текст, что поётся на выдохе, выделен курсивом, чтобы вам удобнее было распределить дыхание. В конце припева – вдох (" ), и так далее...

"Какой несчастный случай'
Завёл меня в туман?
'
К Мальвине приставучей
'
Попался я в капкан!

Припев: 

Все арифметики её,
И все грамматики её
Меня замучили,
И портят настроение моё!

Все арифметики её,
И все грамматики её
Меня замучили,
И портят настроение моё!"

Если вам всё это удастся, то есть чем гордиться. Упражнение не из лёгких! Но если не удастся или удастся не вполне – не расстраивайтесь! Такая наука всегда впрок.
Техника дыхания выступает здесь именно как "техника", но вместе с тем мы ощущаем, что в песне есть какая-то "изюминка". И это отчасти обусловлено использованием нашего технического приёма.
Кстати, не нужно пытаться всегда разделять в занятиях, "раскладывать по отдельным полочкам" знания, творчество и, что называется, технику (технологию). Человека-то при этом мы ведь не пытаемся разъять на интеллект, душу и тело. Все эти три начала в каждом из нас неотделимы друг от друга.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ