Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Техника речи, техника дыхания. Распевка.

Игровые приёмы совершенствования техники дыхания, интонации, координации слуха и голоса.

Самое интересное – распевка!
Чтобы распеваться, нужно петь "да - да - да".
Некоторые поют "нет - нет - нет", а некоторые
вообще не поют.


Из детских сочинений на тему
"Здравствуй, Музыка! Здравствуй, Песня!"

Разговор пойдёт о технике речи, дыхания, о выразительности, но не только о них. Напевая вместе, прислушайтесь. Нет, не только к окружающим. К себе тоже. Обратите внимание, что некоторые слова мы выговариваем не полностью: "глотаем" последний слог. Звучание иных слогов упрощаем: вместо "ДА" звучит "ТА", вместо "БА" – "ПА", вместо звука "З" мы произносим в слове "С", вместо "Ж" – "Ш" просто потому, что так нам легче.
Тактично проанализируйте эти ошибки и проработайте правильную артикуляцию. Постепенно в процессе этой работы песня ли, стихотворение ли сами собой запомнятся, выучатся наизусть. Эта работа, если к ней отнесутся без негативных эмоций, с самоиронией, а не только иронией в адрес окружающих, сослужит отличную службу, при этом украсит занятия и досуг игровыми, юмористическими моментами.

– Смотри, как я, оказывается, произношу это слово, а пишу ведь правильно! Вот ведь смешно! Ну, а как его говоришь ты? А как напишешь?

Такой диалог никого не обидит, а пользу принесёт немалую. Если у кого-то есть проблемы с произношением звуков – их станет меньше. И это происходит не в кабинете врача, а в игре, в общении.

Не дожидаясь того, как работа над техникой речи принесёт свои первые плоды, обратите внимание на технику дыхания. Не надо бояться причинить себе вред, делая короткую дыхательную гимнастику, если вы не обладаете специальной подготовкой. Дышать, подавать звуковые сигналы голосом – естественное для человека занятие. Однако некоторые навыки не повредят.

Начнём с вентиляции лёгких. Проследите за тем, чтобы каждый принял свободную, непринуждённую позу. Сидя или стоя – всё равно. Но осанка должна быть безупречной. Для этого необходимо энергично выдвинуть плечи вперёд – вверх – назад – вниз. Если вы сидите, постарайтесь сесть красиво. Это особенно важно для девочек: спина должна быть прямая; колени, носки и пятки – вместе. Мальчик может сидеть или стоять свободнее, но с сохранением осанки. Теперь сделайте глубокий вдох через нос. Такой, чтобы живот слегка раздулся. Это означает, что легкие полны воздухом, а диафрагма опустилась ниже – в брюшную полость. Затем следует чуть-чуть опустить голову и сделать серию энергичных коротких выдохов ртом, как бы поджимая диафрагмой лёгкие снизу, почти до полного их опустошения. Губы сложены так, как будто вы собираетесь произнести звук "У". Воздух выходит с шумом. При этом диафрагма рывками поднимается вверх и живот практически вжимается под рёбра. Это упражнение следует повторить три раза. На всё потребуется не более минуты.

Распевку имеет смысл осуществлять по нескольким сценариям:

1.В гамме диапазоном в одну октаву, с чётким произнесением нот в прямом и обратном порядке [до (первой октавы), ре, ми, фа, соль, ля, си, до – и наоборот], мягким staccato (mezzo piano). Критерием чёткости может являться не слитное произнесение "соль – ля".

2.То же, но legato и возможно более глубоким звуком (mezzo forte).

3.Третий сценарий может быть осуществлён, когда нам станет ясно, что такое "высокий резонанс" и как "отразить звук от собственного затылка". К слову, дети чаще всего именно так и говорят, но не на уроках, а на переменах и на улице. Схема та же, но это уже forte.

Примечание:
Следует так отрегулировать темп, чтобы дыхание можно было менять лишь в верхней точке гаммы или по завершении одной из серий. Подобное распределение дыхания способствует росту культуры вокала, так как снижает тенденцию к повышению громкости по мере повышения тона.

4.Хроматическая распевка сериями в пределах квинты, начиная от соль малой октавы в постепенно прирастающем диапазоне (до двух октав и выше) – на звуки "да-да-да…", но с возможно более чётким "д", глубоким ровным звуком (mezzo forte), без crescendo и diminuendo (увеличения и снижения силы звука).

Ряд сценариев подобного тренинга несомненно возникнет по мере преодоления интонационных трудностей в освоении музыкально-поэтического репертуара. Мы надеемся, что читатели поделятся с нами наиболее остроумными решениями.

Курс творческой практики, опубликованный на страницах "Сонаты", предлагает не только содержание практических занятий, но и стилистические решения, подходы к творческой практике, которые могут быть востребованы специалистами и энтузиастами, учителями и родителями в школе и дома, на уроках и после уроков.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ