Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

«Древо жанров» музыкального искусства

Генезис. Происхождение и синтез жанров европейской музыкальной культуры – от баллады до мюзикла

Окружающий нас мир столь широк и многообразен!.. А по мере роста нашего самосознания, самопознания и образованности, он, кроме того, приобретает стойкую тенденцию к расширению. 
Как быть? Как охватить своим в меру цепким умом всё необходимое. Или даже строго необходимое и достаточное?
В возрасте 10-11 лет каждый человек отвечает на этот вопрос так: необходима систематизация. Может быть не совсем в тех словах, но по смыслу именно так, ведь систематизация действительно необходима. И школа, отчасти, в этом помогает. Да и опыт человечества – за такой подход. 
Мир растений, мир животных, мир минералов – буквально в готовом виде был предоставлен нам самой Природой. Человечество, с одной стороны – немало содействовало сужению границ этого мира, или миров, а с другой – выработало множество описаний, или классификаций каждого из них.
Одним из первых опытов систематизации в истории человечества была попытка создания классификации животных, предпринятая Аристотелем, на основе учения «об идеях» его учителя – греческого философа Платона. Аристотель распределил известных ему животных по группам, исходя из их соответствия той или иной «идее», воплощенной в наборе признаков. А попутно ввел в обиход две важные категории: «вид», т.е. совокупность почти идентичных форм, и «семейство» – группа сходных видов. 

Развернуть «Древо жанров»  во весь экран
    Перейти

В IV веке до н.э., Теофраст – ученик Аристотеля – в вопросах исследования и классификации растений и минералов пошёл, что называется, совсем другим путём. Он условно разделил все известные ему растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы, а минералы, соответственно, на металлы, земли и камни.
В течение римского периода и Средневековья страсть учёных к систематизации несколько поутихла, но лишь для того, чтобы в эпоху книгопечатания в XV-XVI веках возродиться с новым жаром. Идеи Платона и Аристотеля в конечном итоге восторжествовали.
Современная классификация, в соответствии с которой, например, растения со многими сходными признаками объединяют в группы, называемые видами, похожие друг на друга виды в свою очередь объединяют в один род, сходные рода – в одно семейство, близкие между собой семейства – в порядки, а порядки – в классы, складывалась на протяжении последних 600 лет. И эта работа, в осуществлении которой принимали и принимают участие сотни выдающихся учёных всего мира, ещё далеко не закончена.
Попытки систематизации растений и животных, как доставшихся нам в дар от природы, так и выведенных искусственно, вызвали к жизни генетическую теорию (1865). Законы генетики, открытые Менделем, Морганом и плеядой их последователей, описывают передачу признаков от родителей к детям. Они утверждают, что все наследуемые признаки определяются генами. Впрочем, слово ген (genos), в переводе с греческого обозначающее род, вид, наследственный фактор, по всей видимости, широко использовали уже Платон и Аристотель.
Успехи минералогии привели к созданию алхимии, а затем и химии, и, в свою очередь, классификации всех химических элементов нашей Вселенной, о чём в публикации под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» (1869) впервые сообщил выдающийся русский учёный Д. И. Менделеев.
А теперь вспомним, что элементы Вселенной были синтезированы в момент сотворения мира – как бы он не выглядел. Затем появилась наша планета, затем растения, животные и, наконец, человек.
Искусство (во всех его проявлениях) своим возникновением обязано именно человечеству, в точности так же, как химические элементы, а вслед за ними минералы, растения, животные, да и само человечество – почтенной матушке Природе.
И что же? Несмотря на относительную молодость искусства и, в частности, музыкальной культуры у нас вновь возникает потребность в систематизации. Ибо мир искусства на рубеже второго – третьего тысячелетия новой эры на первый взгляд почти столь же широк и многообразен, как и весь окружающий нас мир.
Причины путаницы, о которой было сказано выше, главным образом в том, что значение понятия «жанр» нам совершенно неизвестно. Слово будто бы французского происхождения, но у него есть и более древние корни. Заглянем в словарь. Французское genre происходит, оказывается, от латинского genus. А genus, в свою очередь, от греческого genos! И мы уже знаем, что это означает: род, вид, наследственный фактор. Круг замкнулся!
Таким образом, жанр и ген – слова общего происхождения, а понятия, ими обозначаемые, родственные. Подобно тому, как дети наследуют от родителей те или иные родовые признаки: внешние свойства, особенности характера, – жанры также несут в себе отголоски прошлого, крупицы истории и предыстории искусства.
Теперь, опираясь на этимологию термина, мы можем сделать вывод, что в понятие «жанра» входит не только какая-либо отдельная традиция (причём – не только музыкальная, но и литературная, поэтическая… многие иные), но и соединение разнообразных традиций, а также черты преемственности между традициями и их комбинациями.
К представленному на этой странице так называемому «Древу музыкальных жанров», мы будем возвращаться время от времени, чтобы вновь и вновь интерпретировать происхождение традиций, разрастание связей и взаимодействия между ними на протяжении всей истории искусства. 

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ