Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Только ритмы

Музыка и время. Ритм, метр, имитация – основы музыкального языка. Древние ударные. Простейшие (чётный и нечётный) ритмы. Представление о длительности и метре (темпе). Градации метра. Отображение чётного и нечётного ритма.

По некоторым признакам элементы музыки – звукового процесса, связанного определённой зависимостью со временем, – сопутствуют человеку с доисторических времён, с тех пор, когда речи как таковой ещё не существовало. Древний человек освоил ритмический язык, ибо всё вокруг подчинялось своему ритму: жизнь и смерть, смена времён года,   восходы  и  заходы   солнца   и   луны,  биение   сердца,  падение дождевых капель... Ритмический язык, быть может, сопоставим с азбукой Морзе, что использовалась задолго до появления, скажем, мобильного телефона. Наши далёкие предки, без сомнения, могли произносить какие-то звуки, имитировали звуки природы. Подражание, имитация в сочетании с ритмической основой делали передаваемую информацию более яркой, образной, достоверной, что в конце концов привело к появлению речи. Иначе говоря, у речи и музыки общие корни – имитация и ритм.
Так ли это? Необходимо разобраться!
Начнём, пожалуй, с ритма. Самые простые, известные каждому начинающему музыканту элементы ритмического языка – это двухдольный и трёхдольный, или, как их ещё называют,  чётный и нечётный ритмы. В современной музыкальной системе они представляются так называемыми размерами, длительность которых соответственно две и три четверти. Мы будем совершенно правы в предположении, что четверть – это некая привычная (средняя, традиционная) единица измерения длительности. Если всё это, на ваш взгляд, слишком абстрактно, сложно, то давайте попробуем проиллюстрировать наши соображения графикой и простыми примерами.

Это и есть четвертная нота:   

Соединяя две четверти, получим "половинку":

А соединив четыре четверти или две половинки, получим "целую":

Этой нехитрой арифметикой начинающие музыканты овладевают к пяти-шести годам. Именно поэтому при изучении простых дробей в школе (через пять-шесть лет) им не приходится переводить такое огромное количество яблок и сладостей. Но если вы чувствуете необходимость воспользоваться яблоками или тортом, поделив их на четверти и половинки,  сделайте  это.  Заодно можно и подкрепиться.
А что если нам потребуется нота короче четверти? Или длиннее четверти, но короче половинки? Как быть? Со временем мы решим и эту проблему. Но проявим терпение, ведь человечеству потребовалось для этого около тысячи лет…
Итак, ритм – это характер следования сигналов друг за другом. Метр, или темп, – скорость передачи сигналов или количество сигналов, передаваемых в единицу времени, например за одну минуту.   
Эти скромные приобретения покажутся нам куда дороже, если с высоты современных знаний мы сумеем оценить весь грандиозный опыт, выстраданный нашими предшественниками в создании той универсальной коммуникационной системы, сущность которой составляют ритм и метр.
Сегодня для определения правильного метра, или темпа, широко используется простой механический прибор – метроном.  Легко угадать в его конструкции нечто вроде часов с перевёрнутым маятником. Вдоль маятника мы можем перемещать небольшой груз. Каждому его положению соответствуют деления, которые указывают градации темпа в цифрах (количество четвертей в минуту) и обозначениях на итальянском языке:
Largo (буквально "широко") – очень медленный темп и largetto – более лёгкий и подвижный;
Adagio – медленный и adagietto – чуть более подвижный темп;
Moderato – умеренный, средний темп;
Andante (буквально "шагом") – спокойный, небыстрый темп и andantino – более подвижный, чем andante;
Allegro (буквально "весёлый") – быстрый и allegretto – чуть менее скоро, чем allegro;
Presto – довольно быстро и prestissimo – ещё быстрее.
Всё же отметим, что появление такого прибора вряд ли было возможно до 1657 года, когда знаменитый физик Христиан Гюйгенс сообщил об изобретённых им маятниковых часах. Но и тогда они были редкостью, к тому же очень дорогой.
Дело в том, что до изобретения метронома за единицу отсчёта правильного темпа принимались  либо темп шага, либо частота дыхания, а чаще всего – ритм сердца.
"Сердце подскажет…" – слышали когда-нибудь такое выражение?
Оказывается, это ещё и о музыке…

                   * * *
Только ритмы, одни только ритмы,
бесконечное множество ритмов,
их биенье, круженье, теченье,
и пересеченье,
и противоборство.
Вся Вселенная – скопище ритмов,
Грандиозная ярмарка ритмов,
их ристалище, форум, арена.
Мы живём на космической ярмарке ритмов,
мы наполнены ими,
пронизаны ими,
мы просто напичканы ими.
Мы и сами –
круженье космической пыли,
мы малые ритмы Вселенной.
Все планеты и звёзды,
трава и цветы, 
и пульсация крови,
искусство,
политика,
страсть – 
только ритмы,
одни только ритмы.
Такова и поэзия, кстати:
её  стержень, и ось, и основа –
напряжение ритма,
движение речи,
пульсация слова.
Вы, возможно, заметили,
как я легко
обхожусь временами без рифмы,
но без ритма –
о нет, извините,
без ритма всему наступает конец,
это смерть,
ибо только она
существует вне ритма <…>

                                   Юрий Левитанский

Следует немедленно воспользоваться новыми знаниями и обратить их в практические умения в деле правильного распознавания чётного и нечётного ритма, их воспроизведения, соединения, организации разнообразных игр с использованием музыкальных инструментов или обычных предметов, окружающих нас. Для этого разработан курс творческой практики, который можно всемерно расширить, подключив всю свою фантазию, но соблюдая один важнейший принцип: хорошая музыка – это тихая музыка. Ибо всё по-настоящему важное говорится тихим голосом…  

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ