Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Арфа, Цитра и Лютня (струнные щипковые)

Лютня (Lute)

Лютня – один из самых популярных европейских музыкальных инструментов со времен средневековья до первой половины XVIII века – происходит от уда, который был завезён в Испанию её завоевателями арабами в VIII веке. Само слово лютня – производное от арабского аль-уд – «дерево».
Самая ранняя музыка, созданная специально для лютни, датируется концом XV века. Репертуар лютни неуклонно разрастался: основу его составили аккомпанемент к песням и переложения вокальных пьес.
Лютня не без успеха «позировала» известным европейским художникам с XIII по XIX века. И это справедливо! Трудно представить себе более гармоничную композицию, чем лютнистка (или лютнист) в обнимку с этим романтичным и прекрасным инструментом.
У лютни вытянутый в длину полусферический корпус из деревянных полосок, плоская дека с подставкой в нижней части и резонансным отверстием в виде изящной резной или богато инкрустированной розетки, шейка с навязными жильными ладами, колковая коробка, отогнутая назад почти под прямым углом к шейке, и несколько парных рядов (хоров) струн (верхняя мелодическая и дополнительные басовые струны могут быть одинарными). При игре лютню держат вертикально, часто на коленях.

Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Звучание инструмента
слушать остановить
Аккомпанирующая лютня (Джон Дауленд «На крыльях надежды»)
слушать остановить

Струны лютни тоньше, чем струны гитары, их тембр богаче высокими обертонами и имеет характерный носовой оттенок. Инструменты различаются по числу хоров, размеру и настройке. Число хоров редко бывает меньше четырёх. Диапазон лютни расширялся путем добавления новых хоров к нижнему регистру; многие лютни XVIII века имели до 13–14 хоров. При игре на инструментах с числом хоров свыше семи возникали сложности с леворучной аппликатурой на нижних струнах; соответственно струны ниже шестого хора настраивались по тонам нисходящего диатонического звукоряда, что делало возможным получение нужных звуков без участия левой руки (такие диатонические басовые струны именуются «диапазонами»).
Из многочисленных известных типов настройки лютни преобладают два. Первый известен как «ренессансная настройка»: G–c–f–a–d'–g' или A–d–g–h–e'–a'. Эта последовательность интервалов применялась в течение всего XVII и начала XVIII века. Второй тип, так называемая «барочная настройка», возник в начале XVII века во Франции; его наиболее типичная разновидность: A–d–f–a–d'–f'.
В эпоху барокко лютня, которой вполне можно уже было подыскать замену, продолжала служить музыке в ансамблях и оркестрах;  для неё писали Вивальди и Бах. Партия лютни звучит и в «Страстях по Матфею». Бах, виртуозно владеющий приёмами имитации и стилизации, не смог отказаться от такого фактурного инструмента, наделённого к тому же столь загадочным, хотя и негромким архаичным тоном. 
Композиторы эпохи классицизма, в том числе Гайдн, также не забывали лютню. Правда, к этому времени её главные позиции сместились в область домашнего музицирования. К сожалению, уже во второй половине XIX века и из этой сферы ее уверенно вытеснило фортепьяно. 
Интерес к старинной музыке в XX веке во многом начал развиваться как интерес к лютне и лютневой музыке. Возможно, это было связано с «гитарным бумом» 50-х и 60-х (а ведь гитара – лютневый инструмент), возрождением традиции английской баллады и французского шансона... У своих истоков эти жанры были немыслимы без участия лютни.

Звучание теорбы. Д. Д. Капсбергер (G. G. Kapsberger), 1575-1661. Прелюдия
слушать остановить

Теорбо, или теорба – басовая модификация лютни,–  появилась в Италии в конце XVI века и получила широкое распространение. И сейчас можно наблюдать теорбу в качестве участницы исполнения цикла «Времена года» Антонио Вивальди вполне современными составами. 
Этот величественный инструмент  (почти двухметрового роста) имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых (бурдонных) струн, образующих диатонический звукоряд. Каждому набору струн соответствует своя головка с колковой коробкой. Общее число хоров – 13 или 14. В XVII и начале XVIII веков теорбо изредка использовался как сольный, чаще – как аккомпанирующий инструмент, особенно при реализации цифрованного баса. Некоторые исследователи считают теорбо разновидностью китаррона, которому мы уделим отдельную страницу.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ