Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Клавишные (Keyboard)

Клавесин (Harpsichord)

Клавесин считается клавишным струнно-щипковым инструментом потому, что, в отличие от рояля, где по струнам ударяют молоточки, струны клавесина защипываются плектром. В старинных инструментах в качестве плектра использовались птичьи пёрышки. Позднее их заменили кусочки кожи, а в наше время – пластик.
Самые ранние упоминания клавесина фигурируют в источниках конца XIV века, самые ранние изображения относятся к первой четверти века XV-го. В начале XIX века клавесин был практически полностью вытеснен фортепьяно и почти забыт на долгие сто лет. XX век возродил и сам инструмент, и почти забытое искусство игры на клавесине.
Даже современный и усовершенствованный инструмент весьма серьёзно уступает современному фортепьяно в виртуозности, в силе звука, в динамике. Не переключая регистров, клавесин невозможно заставить звучать ни тише, ни громче, как по нему ни молоти. Но у него имеется одно неоспоримое достоинство: клавесин необыкновенно естественно сливается с ансамблем струнных инструментов, не подавляя и не заглушая их. Сочинение музыки для клавесина требовало от композиторов большого мастерства. Инструмент мог материализовать музыкальную мощь лишь тогда, когда она была заложена в композицию искусством и умением автора.

Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Звучание инструмента (И. С. Бах, Итальянский концерт, фрагмент)
слушать остановить
Звучание с оркестром (И. С. Бах, Бранденбургский концерт № 5, фрагмент)
слушать остановить
В джазовом ансамбле (О. Питерсон, Д. Пасс, на темы из оп. Дж. Гершвина «Порги и Бесс»)
слушать остановить

Расцвет искусства клавесинной игры связан с музыкой барокко. Создание и развитие таких жанров, как трио-соната, инструментальный концерт (кончерто-гроссо), концерт для солирующего инструмента с оркестром осуществлялось при активном его участии. Кроме того, клавесин сопровождал речитативы оперных персонажей на протяжении всего процесса развития и становления оперного искусства.
Особым искусством в строительстве клавесинов долгое время отличались венецианские мастера. Сохранившиеся инструменты XVI века характеризовались не только богатым звуком, но и изяществом; их корпуса, изготовленные чаще всего из кипариса, были богато орнаментированы.
Фламандские мастера в конце XVI века существенно модернизировали конструкцию; у клавесина появился второй мануал (вторая клавиатура), диапазон звучания расширился до четырёх и более октав. Английские, французские и немецкие производители клавесинов сумели объединить достоинства итальянских и фламандских моделей. Возрождение клавесина происходило в основном на базе достижений западноевропейских мастеров.
Ключевой фигурой в деле возвращения искусства клавесинной игры в музыку XX века стала польская пианистка Ванда Ландовска (1879-1959), воспитавшая целое поколение исполнителей и оставившая богатое литературное наследие, множество интересных мыслей о старинной и современной музыке.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника; его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров на разных высотных уровнях. Позади каждой клавиши находится деревянный стерженёк, на верхнем конце которого помещён плектр. При нажатии клавиши стерженёк поднимается, и плектр зацепляется за струну (освобождающий механизм позволяет вернуть систему в исходное состояние без повторного защипывания струны). Для изменения тембра звучания, используются ручные и ножные (коленные) переключатели. С их помощью действие двух мануалов распространяется на три комплекта струн. У большинства инструментов есть так называемый лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны защипываются вблизи порожка) и ещё один регистр, по тембру напоминающий пиццикато струнных.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ