Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Медные духовые (Brass)

Тромбон (Trombone)

Тромбон – слово итальянского происхождения (итал. trombe – это труба, trombone – большая труба). Английский предок тромбона именовался сэкбат (сакбат, sackbut) и был довольно схож с современным инструментом. Считается, что за последние пятьсот лет тромбон практически не изменился. Это не совсем так. Менялись размеры инструмента, формы мундштука и раструба. Мастера добивались от тромбона того же, чего и от других инструментов – идеального звучания. Основная отличительная черта тромбона – его подвижное колено, кулиса. Кулиса предназначена для изменения высоты звучания инструмента. Когда она выдвигается – звук, по мере удлинения воздушного столба, становится ниже.
Трубка инструмента в основном цилиндрическая, но ближе к раструбу энергично выходит на конус. Мундштук представляет собой неглубокую шарообразную чашку, похожую на мундштук большой трубы, и отличается от мундштуков других медных инструментов.

Фрагмент партии инструмента
слушать остановить
Звучание в духовной музыке (В. А. Моцарт, Реквием. 4.Tuba mirum)
слушать остановить
Звучание с оркестром (А. Хачатурян, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)
слушать остановить

Звучание тромбона мощное, отчетливое; вместе с тем на тромбоне возможны любые градации тихого звука. Инструмент проникновенно звучит в духовной музыке, но часто ассоциируется со сферой сверхъестественного (как, например, в Реквиеме Моцарта и его опере «Дон Жуан»). Если необходимо выразить в партитуре музыкального произведения ощущения тревоги, опасности, обречённости, то композитор, скорее всего, обратится к звучанию тромбона. В джазовой музыке тромбон, напротив, часто звучит довольно беззаботно. Вокальная имитация звучания тромбона, его выразительного глиссандо и блюзовых нот – это чуть ли не квинтэссенция неповторимой исполнительской манеры легендарного джазового музыканта (певца, трубача, тромбониста) Луиса Армстронга (1901-1971).
Глиссандо представляется довольно естественным штрихом для такого своеобразного инструмента, как тромбон, но в академической музыке его применение долго не допускалось и считалось признаком дурного вкуса. Первыми авторами, которые совершенно независимо друг от друга преодолели эту традицию, были Александр Глазунов (1865-1936) и Арнольд Шёнберг (1874-1951).

Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Звучание мундштука (без инструмента)
слушать остановить
Глиссандо тромбона (вниз и вверх)
слушать остановить
Звучание тромбона с сурдиной
слушать остановить

При игре инструмент удерживается левой рукой за стойку мундштучной части трубки так, чтобы мундштук упирался в губы. Правая рука при этом управляет кулисой с помощью отдельной распорки. Для положения кулисы при игре предусмотрено семь позиций. На первой (самой высокой) позиции кулиса полностью задвинута, на седьмой (самой низкой) – полностью выдвинута; с каждой очередной позицией звук понижается на полтона.
На U-образном сгибе неподвижной (мундштучной) части инструмента находится подвижный настроечный крон. На поперечной распорке устанавливается противовес, ведь общая длина всех трубок инструмента около трёх метров и при полностью выдвинутой кулисе тромбон начинает, что называется, «перевешивать» тромбониста. Клапан для вывода конденсата расположен на подвижной части трубки – кулисе.
В современном оркестре группа тромбонов, как правило, состоит из трёх инструментов; это – два теноровых и один басовый тромбоны.
Диапазон тромбона около 2, 5 октав, строй тенорового – in B, басового – in F (на чистую кварту ниже).

Тенор-бас-тромбон – важнейший из видовых инструментов группы тромбонов – представляет собой теноровый тромбон in B с так называемым квартвентилем – приспособлением, состоящим из петли дополнительной трубки, встроенной в U-образное колено, чтобы при подключении обеспечить извлечение основного тона F. Подключение осуществляется поворотным вентилем, управляемым левым большим пальцем и действующим наподобие валторнового вентиля.
Тенор-бас-тромбон, предназначенный для исполнения главным образом низких партий басового тромбона, имеет увеличенный канал и трубку, снабженную небольшой кулисой. Квартвентиль фактически превращает один инструмент в два или даже в три, если считать имеющийся в конструкции инструмента дополнительный крон Е. По значимости это сравнимо с изобретением двойной валторны, ведь с помощью квартвентиля обеспечивается неограниченный доступ как к теноровому, так и к басовому регистрам.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ