Деревянные духовые (Woodwind)Гобой (Oboe)Если вы пришли на симфонический вечер, будьте спокойны: первым инструментом, который вы услышите, будет именно гобой. Это он по сигналу концертмейстера (первой скрипки) даёт оркестру тёплую, но немного печальную (носовую) ноту (ля первой октавы), под которую все музыканты настраивают свои инструменты. Заслуга изобретения гобоя приписывается Жану Оттерру (1605-1690), родоначальнику известной семьи французских мастеров и музыкантов, а первое его появление, засвидетельствованное при французском королевском дворе, датируется примерно 1660 годом. В 1674 новый инструмент стал известен и в Англии. Композиторы барочной поры – Гендель, Альбинони и Вивальди – писали концерты для гобоя, а И. С. Бах поручал гобою и видовым инструментам его семейства (гобою д'амур и гобою да качча) развитые оркестровые партии.
Эпоха классицизма способствовала появлению новых виртуозных произведений для гобоя, в том числе концертов Моцарта, Иоганна Кристиана Баха и других авторов. В XIX веке технические требования к гобою как оркестровому инструменту возросли, о чем свидетельствуют партии гобоя в симфониях Бетховена, Шуберта, Брамса, Малера.
Для того чтобы получить более резкое звучание, Густав Малер часто предписывал гобоям и другим инструментам поднять раструбы горизонтально в сторону слушателей. Противоположный эффект достигается при засурдинивании гобоя с помощью платка, засовываемого в раструб.
Длина инструмента не превышает 60 сантиметров. Диапазон современного гобоя находится в области сопрано и составляет почти 3 октавы: от си бемоль малой октавы (b) до ля третьей (a). Нижние 16 звуков являются основными тонами, остальные – обертонами.
|
|||||||