Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Деревянные духовые (Woodwind)

Флейта (Flute)

Европейская история этого небольшого инструмента довольно драматична. Чрезвычайно популярная в античные времена, флейта вышла из употребления в Западной Европе после падения Римской империи в V веке, чтобы вновь возродиться через пятьсот-шестьсот лет.
В эпоху барокко для флейты много писали А. Вивальди, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и другие, менее крупные мастера XVIII века. На заре музыкального классицизма в 1777-78 годах молодой Моцарт создаёт несколько квартетов для флейты.
В начале XIX века флейты изготовлялись из самшита, черного дерева, кокосовой пальмы или слоновой кости. В 30-е годы XIX века немецкий флейтист, мастер и ювелир Теобальд Бём (1794-1881) начинает совершенствовать инструмент, а к 1847 создаёт флейту Бёма, практически ничем не отличающуюся от сегодняшней. Из конструкции инструмента уходит дерево, которое первоначально заменяется серебром, иногда золотом. Звук флейты становится более сильным и однородным по всему диапазону; исполнение хроматических нот и пассажей существенно облегчается.
С уходом дерева, к сожалению, была частично утрачена теплота флейтового звука. Что делать, не только искусство, но и прогресс время от времени требуют жертв.
Популярность флейты возросла с возникновением публичной концертной жизни в XIX веке, что повлекло за собой расцвет любительского музицирования. Флейта, отличающаяся относительной легкостью звукоизвлечения и богатыми техническими и выразительными возможностями, вошла в моду среди любителей из высоких и средних слоев общества.
В XX веке деликатный и холодноватый тембр флейты особенно привлекал французских композиторов; расширению сольного и камерного репертуара для этого инструмента способствовали Клод Дебюсси, Артюр Онеггер, Дариус Мийо.

Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Фрагмент партии (П. Чайковский, «Щелкунчик»)
слушать остановить
Звучание в оркестре дуэта флейт (П. Чайковский, «Щелкунчик»)
слушать остановить
Современная оркестровая поперечная флейта, или так называемая боль­шая флейта, имеет прямой цилиндрический канал и изго­товляется из металла. Длина инструмента около 66см, диа­метр канала – 2 см.
Флейта разбирается на три компактные части: го­ловку с отверстием (дульцем) для вдувания воздуха, находящим­ся сбоку от закрытого конца инструмента, и подвижным коленом (для регулирования строя) и двух основ­ных колен со звуковыми отверстиями и клапанами.
Звук из­влекается путем вдувания струи воздуха по касательной к дульцу. Звукоряд хроматический, диапазон свыше 3 ок­тав, нижний тон – до'. Инструмент имеет 13 основных звуковых отверстий и не­сколько меньших отверстий, благодаря которым облег­чается исполнение трелей и других технически сложных приёмов. Эффективная система клапанов позволяет добиваться виртуозной игры.
Поток вдуваемого воздуха, а следовательно, характер звучания флейты контролируется губами исполнителя, таким образом правильная постановка амбушю­раодин из ключевых моментов техники игры на флейте.
Профессиональный флейтист владеет всеми видовыми инструментами флейтового семейства: пикколо (или малой флейтой), а также альтовой и басовой флейтами.

Альтовая флейта звучит на кварту ниже обычной, однако ей доступен диапазон основного инструмента вплоть до верхнего до. Механика такая же, как и у основной флейты, если не считать небольших изменений, обусловленных размерами. Встречается она в очень немногих партитурах, но в произведениях Стравинского, таких, например, как «Дафнис и Хлоя» и «Весна священная», приобретает определенный вес и зна­чительность.

Басовая флейта имеет изогнутое колено, благодаря которому возможно увеличение длины воздушного столба без существенного изменения габаритов инструмента. Звучит на октаву ниже основного инструмента, но требует существенно большего объёма воздуха (дыхания).

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ