Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Деревянные духовые (Woodwind)

Кларнет (Clarinet)

Кларнет, чуть ли не самое младшее дитя в многочисленном семействе деревянных духовых инструментов, создан в начале XVIII века нюрнбергским мастером Деннером. Кларнет (англ. Clarinet, нем. Klarinette) происходит от латинского clarus «светлый», «ясный». Лишь во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.
Современный кларнет с «бёмовской механикой» увидел свет в начале 40-х годов XIX века как результат совместных усилий кларнетистки Г. Э. Козе и мастера духовых инструментов Л. О. Бюффе (сам Теобальд Бём, создатель флейты современного типа, в работе по совершенствованию кларнета не участвовал).
К настоящему времени известно восемь разновидностей кларнета. Самый распространённый – сопрано (in B).
В красочных (программных) оркестровых партитурах часто предусматривается использование множества разновидностей кларнета, в том числе кларнет пикколо (in Es), наделённый наиболее легкомысленным, "дурашливым" тоном, а также альтовый (in Es). Существуют также бас-кларнет и контрабас-кларнет, напоминающие своими очертаниями современный саксофон, который, кстати, является младшим родственником кларнета.

Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Звучание мундштука и трости (без инструмента)
слушать остановить
Фрагмент партии (С. Прокофьев, «Петя и волк»)
слушать остановить
Кларнет в оркестре (Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах, вступление)
слушать остановить
Кларнет в ансамбле (И. Брамс, Квинтет для кларнета и стр.квартета, 2 ч., фрагмент)
слушать остановить

Длина инструмента около 66 сантиметров. Кларнет имеет цилиндрическую трубку и раструб, расширяющийся несколько больше, чем у гобоя. Чаще всего он делается из страстоцвета, менее дорогих сортов эбонита или металла. Корпус состоит из пяти частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена (последние две называются также верхней и нижней частями основного ствола) и раструба.
Кларнетный мундштук обычно изготавливается из эбонита или хрусталя. Он имеет форму клюва; к открытой его части посредством металлического зажима с винтами-барашками крепится одинарный камышовый язычок – трость. Таким образом, плоская сторона трости становится частью внутренней поверхности кларнетной трубки и вступает в прямой контакт с воздушным столбом. Верхний конец язычка очень тонко затачивается, при этом тщательно выверяется зазор между ним и кончиком мундштука. Пока кларнет не занят в игре, на «клюв» для предохранения надевается металлический колпачок.
В рабочем положении трость располагается на нижней губе, прикрывающей нижние зубы, в то время как верхние зубы покоятся на скосе мундштука. Язык касается кончика трости с каждой артикуляцией.
Диапазон кларнета 3,5 октавы. Нижняя нота стандартного «бёмовского» кларнета – ми. При передувании извлекаются нечетные обертоны. Нижний регистр кларнета принято именовать шалюмо (по названию шалмея – предшественника кларнета), верхний – кларино. За верхнюю границу диапазона кларнета обычно принимается с””, однако некоторые виртуозы берут и более высокие ноты (до е”” и выше).
Искусство бесподобного джазового кларнетиста Бенни Гудмена существенно повлияло на литературу для кларнета в XX веке. Без всякого сомнения, такие мастера, как Барток, Стравинский, Хиндемит, Копленд, во многом обязаны его вдохновляющему примеру. В 1930–40-х гг. джазовый кларнет сдал часть своих позиций саксофону, но в ансамблях стиля Диксиленд он используется и в наши дни.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ