Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (XX пїЅ.)
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ 'in English')

Деревянные духовые (Woodwind)

Фагот (Bassoon)

Французское словечко fagot («вязанка хвороста») впервые было использовано для обозначения как бы сложенного вдвое деревянного духового инструмента в 20-х годах XVI века. Автором этого остроумного сравнения и названия считается некто Афранио дельи Альбонези из Павии. Фагот Афранио был существенно ближе к волынке, чем собственно к известному в наше время инструменту. Но уже в начале XVII века во Франции появился фагот из двух колен с «сапожком», по виду весьма близкий современному.

В первой половине XIX века немецкий музыкант-самоучка и талантливый мастер Карл Альменредер (1786-1843) внёс существенные изменения в конструкцию инструмента. Альменредер, кото­рого называли «Бёмом фагота», добавил еще несколько клапанов, скорректировал их взаимное расположение, расширил и переместил пальцевые отверстия, что привело к улучшению и выравниванию звучания и сделало игру более удобной и выразительной.
Фагот колоритен как по внешнему виду, так и по звучанию. При длине свыше трёх метров, инструмент, тем не менее, вполне управ­ляем благодаря тому, что он, можно сказать, сложен вдвое. Обычно он изготовляется из клена и состоит из четырех секций: раструба, большого колена, двойного колена (или сапога) и малого колена (или крыла). Двойная трость, весьма похожая на увеличенную трость английского рожка, крепится к изящно изогнутой S-образной металли­ческой трубке.
Весь диапазон инструмента
слушать остановить
Звучание двойной трости (без инструмента)
слушать остановить
Самый низкий звук инструмента
слушать остановить
Фрагмент партии (Э. Григ, «В пещере горного короля»)
слушать остановить
Ши­рота диапазона (около четырёх октав), богатство технических возможностей и разнообразие тембровых характеристик делают фагот одним из самых вы­разительных и незаменимых оркестровых инструментов.
В настоящее время применяются два основных типа фаготов: французский и немецкий. Посетители концертов могут узнать немецкие фаготы по белому кольцу из слоновой кости на верхнем конце раструба.
К фаготу неоднократно обращались в своём творчестве Генрих Шютц (Германия, ок.1580 – 1672) и Жан-Батист Люлли (Франция, 1632-1687), Антонио Вивальди написал 39 концертов для фагота. Самое значительное место в литературе для фагота классической поры занимает Концерт В-dur К. 191 (1774) Вольфганга Амадея Моцарта. 
История фагота в XX веке отмечена сочинениями Элгара, Р. Штрауса, Вила-Лобоса, Прокофьева (популярное «Юмористическое скерцо» для четырёх фаготов), Хиндемита, Денисова. А концерт для фагота и струнных Софии Губайдулиной (1975) считается жемчужиной современного репертуара.

 

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ