Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

Персонажи комедии масок:
Коломбина, Пьеро, Арлекин

Комедия дель арте

Комедия дель арте (commedia dell’arte, другое название – комедия масок),– импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине XVI века и по сути сформировавший первый в истории профессиональный театр.
Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. В чертах основных её персонажей – своеобразных представителей различных социальных групп – культивируются не индивидуальные, а типические черты.
Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Авторами сценариев чаще всего были сами актеры труппы. Импровизационный метод способствовал выработке профессиональных навыков работы в ансамбле, развитию способностей к быстрой реакции на импровизационные реплики и линию поведения партнера в условиях гибко изменяющегося контекста представления.
Число масок, появлявшихся в комедии дель арте, чрезвычайно велико – более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных. Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, при этом роль бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления.
У комедии дель арте было два основных центра – Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) – Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стили исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков и грубых буффонных шуток. По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска – Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры). В отличие от стариков и слуг влюбленные не носили масок, были роскошно одеты, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом, на котором писал свои сонеты Петрарка. Именно актеры, исполнявшие роли влюбленных, первыми отказались от импровизации и начали записывать тексты своих персонажей.
С конца XVI века комедийные труппы стали широко гастролировать по Европе – во Франции, Испании, Англии. Однако к середине XVII-го комедия дель арте начала приходить в упадок. Ужесточение политики церкви по отношению к театру вообще, и к комедии дель арте особенно, привело к тому, что комедианты оседали в других странах. Так, в Париже на основе итальянской труппы был открыт театр "Комеди Итальенн".
Комедия дель арте оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии Ж. Б. Мольера, Карло Гольдони и Карло Гоцци; в XX веке – в творчестве российских режиссеров Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, Евгения Вахтангова и других.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ