Итальянский композитор, представитель неаполитанской школы Джованни Батиста Перголези был назван так в честь малой своей родины – Ези (провинция Анкона). Настоящая фамилия музыканта – Драги (Draghi).
Одно из самых заметных светских сочинений Перголези – "Служанка-госпожа", ("La serva padrona"), 1733 – первый известный образец оперы буффа – бередило "общественное сознание" более двадцати лет и в конце концов послужило поводом так называемой войны буффонов (полемика между сторонниками и противниками оперы буффа) в Париже в 1952 году.
В старинном музыкальном словаре Хуго Римана (1849-1919) говорится: "...эта прелестная пьеса, сделавшаяся прообразом позднейшей оперы-буфф, и по сие время слушается с удовольствием, несмотря на то, что действие в ней ограничивается двумя лицами и немым слугой, а оркестр – струнными инструментами". Странно, что ни Риман, ни кто-либо другой не заметили очевидного сходства в сюжетных линиях, стилистических и композиционных средствах первой оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Мнимая простушка" ("La finta semplice"), 1768 и "Служанкой-госпожой" Перголези.
Светская музыка Перголези – его оперы и интермедии, инструментальные сочинения – к сожалению не имели большого успеха... Быть может, всё дело в том, что век музыканта оказался столь короток, что он просто не дождался заслуженного признания.
Обратимся вновь к словарю Римана. "Последним произведением Перголези было трогательное "Stabat Mater" для сопрано и контральто со струнным оркестром и органом, благодаря которому имя его будет жить, даже если забудется "Serva pardona". Эта пьеса полна настроения, а также весьма интересна с чисто музыкальной стороны. Перголези был слабого здоровья; плохой успех его сценических произведений (особенно под конец в Риме) настолько подействовал на него, что он почти потерял силы <...>. Он умер через несколько дней по окончании своего "Stabat Mater", заказанного за уплоченный вперед гонорар в 10 дукатов монастырем San Luigi di Palazzo."
Stabat Mater – католический гимн, автором которого считается итальянский поэт XIII века Якопоне да Тоди. Свое название текст получил по своим первым строкам Stabat Mater dolorosa, означающим «Стояла мать скорбящая». Гимн повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса, но это и молитва о даровании прощения и вечной жизни.
К сюжету Якопоне да Тоди ещё до Перголези обращались Жоскен Депре, Палестрина, Орландо ди Лассо. А после Перголези – Гайдн, Моцарт, Шуберт, Россини, Лист, Дворжак, Верди и многие другие известные авторы.
Но случилось почти невозможное! Именно это сочинение Перголези и стало самым большим успехом, пробудившим в конечном итоге инерес к его музыке уже в XX столетии.