Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ). пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

Бах (Bach), Иоганн Себастьян

Кантата № 201 "Состязание Феба и Пана"

Камерный оркестр RIAS и хор AAM, дирижёр Рене Якобс


1. Вступление. Хор
слушать остановить
4. Речитатив. Меркурий и участники открывают состязание
слушать остановить
5. Ария Феба
слушать остановить
6. Ария Пана
слушать остановить

Эта светская кантата (около 1730 г.) впервые прозвучала в Лейпцигской кофейне, где собиралось студенческое музыкальное общество. Его силами и была представлена эта, с позволения сказать, опера. Но композитор ни за что не позволил бы так назвать своё сочинение. Ведь он считал оперу низким жанром. В основе сюжета античная легенда в изложении Овидия о музыкальном поединке между Фебом (Аполлоном), самым обаятельным и самым искушённым олимпийским поэтом и музыкантом, и божеством второго плана – козлоногим и даже слегка рогатым и хвостатым Паном, покровителем стад, пастухов и пастушек. Пан считался мастером игры на сиринге – глиняной флейте, которую по сей день называют флейтой Пана, и ему часто приписывалось авторство немудрёных пастушьих напевов. Любопытно, что сам поединок был задуман, чтобы разрешить спор между царём Мидасом и речным божеством Тмолом. Феб представлял сторону Тмола, а Пан – Мидаса. Всё явно говорило о том, что успех Феба предопределён, с чем и согласилось высокое жюри олимпийцев. Но не Мидас. Этот правитель отличался поистине ослиным упрямством. Он настаивал на том, что Пан как музыкант превыше Феба, за что, в конце концов, и был награждён… ослиными ушами.
К созданию весёлой, шуточной кантаты Бах приступил с нешуточными средствами и всей своей художественной эрудицией. В музыке, начиная с первого хора, композитор использует излюбленные акустические приёмы создателей античной драмы – эффекты "эхо", создающие впечатление огромного пространства, а также ренессансную технику выразительного короткого дыхания – гокет (буквально, икота), чтобы передать волнение собравшихся за исход поединка.
"Конкурсная" ария Пана очень мила. В соответствии с природой этого простодушного божества композитор украсил её неожиданными прыжками и весьма искусным блеяньем. Гораздо сложнее было написать номер для Феба. Требовалась прекрасная музыка, ибо всё, что представляет "министр культуры" обиталища бессмертных богов, прекрасно по определению. Но законы жанра требовали, чтобы это была одновременно и очень смешная музыка. Бах мастерски разрешил и эту задачу!
Как?
Самое большое удовольствие вы получите, попытавшись самостоятельно ответить на этот вопрос.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ