Карнавал, Op. 9; Бабочки, Op. 2; Венский карнавал, Op. 26
Андрей Гаврилов (фортепьяно)
Немецкому композитору Роберту Шуману посчастливилось родиться в буквальном смысле слова "в мире книг". Отец его был издателем и книготорговцем. Неудивительно, что пытливый юноша читал много. И наряду с музыкальным даром довольно рано обнаружил дар литературный. В 1828-30 в Лейпциге и Гейдельберге будущий композитор пытался по наущению семьи приобрести достойное поприще в области Права, в чём, к счастью, не слишком преуспел. Тогда же, в 1830, Шуман возобновляет занятия музыкой. Менее чем за год выходят в свет два фортепианных цикла. Среди них "Бабочки" (Papillons) (1831) – интродукция и 12 миниатюр, в которых начинающий автор впервые представляет своё намерение и умение противопоставлять друг другу не только контрастные темы, но и контрастные масштабы, объёмы звучания. Подобную технику композитор будет использовать и в дальнейшем: в Симфонических этюдах (1838) и в цикле из 5 пьес "Венский карнавал" (1840) она является в совершенном, безупречном воплощении.
Бывает, в детстве и юности мы воспринимаем самих себя не в качестве самостоятельного человека, а в качестве излюбленного литературного персонажа, героя, как, например, Робин Гуд, Робинзон Крузо, Д'Артаньян, Дик Сэнд или Винни-Пух.
В 1834, основав в Лейпциге музыкальный журнал, Роберт Шуман подписывается именами сразу двух вымышленных персонажей. Один из них, Эвзебий, олицетворял лирически-созерцательную сторону его натуры, другой, Флорестан, пылкую и импульсивную.
У романтиков, кстати, как и у венских классиков, не было никакой профессиональной организации с юридическим адресом и банковскими реквизитами, но Роберту Шуману удалось создать фантастическое "Давидово братство" (Davidsbund), в которое вошли Шопен, Мендельсон, Паганини, Лист, будущая жена композитора Клара Вик, а также Эвзебий и Флорестан. Давид, как вы помните, мальчик-пастух, который победил могучего великана Голиафа. Исходя из задач братства образ Голиафа олицетворял собой обывательское отношение к искусству, да и не только к искусству…
В фортепианном цикле "Карнавал" (1835), где тесно переплетены фантазия и действительность, за вымышленными именами-масками скрываются почти все участники Давидова братства, а два слишком характерных персонажа – Шопен и Паганини – "являются" на "Карнавал" и вовсе без масок.