Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ). пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Симфония № 4
Филадельфийский оркестр, дирижёр Мунг-Хун Чанг


Симфония № 4 до минор, Op. 43 1. Allegro poco moderato
слушать остановить

К моменту, когда была написана четвёртая симфония (1936), у властей с композитором были особые счёты. Приметливые, эрудированные люди консультировали чиновников от советской культуры. Два произведения Шостаковича – опера "Катерина Измайлова" (1932-34) на сюжет Лескова и четвёртая симфония не просто удивили, а смертельно напугали их. Как же так? Воплощение провинциальной криминальной драмы на оперной сцене – это и есть новая советская опера? А эта, с позволения сказать, симфония? Это же прямой выпад!
Если в первой симфонии (1925) и ёрническом балете "Болт" (1931) молодой композитор словно состязается с Малером в искусстве оркестровки и даже пародирует его стиль, то здесь, вооружившись всем оркестровым мастерством, вершит суд над бесчеловечным режимом. Концепция мира, выстроенная Малером, у Шостаковича вывернута наизнанку, и в итоге – жизнь как полусон, полубред. Ужас перед насилием и смертью соперничает с противоестественным для человека желанием "не быть".
Но так нельзя, господа-товарищи! У Малера учится… его знает вся Европа, да что там Европа – весь мир! Этот язык понятен без слов.
Такая правда не устраивала никого наверху.
Тогда, в 33-м, один из ведущих немецких композиторов – Арнольд Шёнберг – ещё раздумывал над тем, где укрыться от фашиствующих молодчиков: в Америке или СССР? В СССР или Америке? Услышав "Четвёртую", он бы не раздумывал. Только он не смог её услышать. Симфония впервые прозвучала лишь в 60-х годах.
И тогда открылось кое-что ещё. Композиторы-авангардисты испытали настоящий эстетический шок. Казалось, в классическую вязь 4-й вплетены все их искания 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов! А пожалуй, 70-х и 80-х тоже. Практически все элементы нового музыкального языка XX века! И в таком горячем воплощении; уже неотделимые от контекста, формы, идеи сочинения.
Это был не смелый эксперимент, а подлинный творческий результат. Результат философского осмысления эпохи, обрушившейся на человечество рецидивом средневековья чудовищной силы.
А рукопись "Четвёртой" так до сих пор и не найдена.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ