Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ). пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

"Болеро". Французские и русские шедевры для оркестра

Дебюсси, Дюка, Лядов, Мусоргский, Равель, Стравинский

Bergen Philharmonic Orchestra, дирижёр Дмитрий Китаенко


Мусоргский. "Ночь на Лысой горе"
слушать остановить
Лядов. Русские народные песни (сюита), 7. Хоровод
слушать остановить
Дюка. "Ученик чародея" (фрагмент)
слушать остановить
Равель. Болеро (вступление)
слушать остановить
Равель. Болеро (кода)
слушать остановить
Стравинский. "Жар-птица" (сюита из балета). Пляска Кащея
слушать остановить

Удивительно, но самое раннее из представленных в этом альбоме сочинений, программно-симфоническая картина "Ночь на Лысой горе" Модеста Мусоргского, по своей экспрессии, яркой изобразительности, остроте и точности оркестровки совершенно не уступает более поздним шедеврам как русских, так и французских композиторов. Не меньшее удивление вызывает и тот факт, что этот сказочно-фантастический "шабаш ведьм" (вспомним, что знаменитая "Лысая гора" – место регулярного проведения подобных мероприятий) является первым серьёзным оркестровым опытом композитора и датируется 1867 годом.

Младший современник Мусоргского, ученик Римского-Корсакова композитор Анатолий Лядов не состоял в гвардии, как Мусоргский, не служил во флоте, как Римский-Корсаков, не был ни артиллеристом, как Кюи, ни химиком, как Бородин. Быть может, именно поэтому испытывал хроническую неуверенность в себе. В результате чего в творчестве постоянно прибегал к самоограничению и сочинял только миниатюры.
Тематический круг произведений Анатолия Лядова определяется в основном фольклорными и сказочными сюжетами. Тем не менее, его знаменитые "Баба Яга" (1904) и "Кикимора" (1909) обнаруживают незаурядный дар музыкальной изобразительности, а обаятельные фортепьянные пьесы и оркестровая Сюита на русские темы представляют образец глубокой, чуткой интерпретации.
Лядов, по-видимому, был великолепным педагогом. Среди его учеников Николай Мясковский, Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, многие другие известные музыканты.

Программно-симфоническая поэма "Ученик чародея" (1897) по мотивам стихотворения И. В. Гёте – одно из самых известных сочинений французского композитора Поля Дюка. Музыка написана свежим и современным языком. Многочисленные "находки" в партитуре произведения не остались незамеченными наиболее проницательными современниками, как, например, Стравинский и Дебюсси. Отмечают, что стиль Дюка сформировался под влиянием музыки Франка, отчасти – Бетховена. Композитор был необыкновенно взыскателен по отношению к самому себе и потому сочинял мало. Широта взглядов и проницательность Дюка проявились в его музыкально-критических и публицистических работах.
"Ученик чародея" – увлекательная сказка для детей и взрослых, причём взрослый человек, читая Гёте, равно как и слушая симфоническое скерцо Дюка, скорее всего разглядит в ней любопытную аллегорию.
Герой произведения, незадачливый ученик чародея, в отсутствие мага припоминает и произносит чудесное заклинание, после чего окружающие его предметы начинают самостоятельно выполнять работу по дому, возложенную хозяином на этого приметливого лентяя. Метла метёт полы, вёдра носят воду и т.п. Это замечательно! Наконец-то от занятий магией появляется практическая польза! Вёдра при этом сами наполняются, сами выливаются. Просто великолепно! Но воды становится всё больше и больше, так что это уже опасно, а юноша не в состоянии вспомнить формулу, которая вернула бы всё на свои места. Раз за разом он произносит одно лишь известное ему заклинание, отчего метла начинает двигаться всё энергичнее, а вода прибывает всё быстрее и быстрее.
Недальновидный ученик чародея в раскаянии, на грани отчаяния… Да что там! Он на грани жизни и смерти, ведь вода подступает чуть ли не к потолку…
И тогда появляется Мастер и одним волшебным словом прекращает этот "шабаш предметов домашнего обихода": метла вновь мирно дремлет в углу, а вода тихонько притаилась в своей кадушке и лишь лёгкая рябь набегает на её поверхность. Так-то!

Морис Равель – один из основоположников музыкального импрессионизма. Творчество композитора серьёзно способствовало продвижению русской музыки в Западную Европу. Легко припоминается его неподдельный интерес к сочинениям Римского-Корсакова и Стравинского, работа над новой редакцией оперы "Хованщина" (1913), незаконченной Мусоргским, оркестровка фортепьянного цикла "Картинки с выставки" (1922), считающаяся непревзойдённой.
Личность Равеля, его творчество, поступки и их мотивы – предмет огромного количества исследований. Без сомнения, о Равеле написано не меньше, чем о Бахе, настолько значителен этот период в истории культуры – чудовищный излом, вызванный катастрофой Мировой Войны.
"Болеро" (1828) – одна из самых популярных пьес оркестрового репертуара. Вид большого симфонического оркестра, исполняющего "Болеро", едва ли не одно из самых ярких музыкальных зрелищ. Мало кто помнит, что первоначально эта музыка предназначалась для балета. Но, преодолев границы жанров так же, как критику и самокритику, "Болеро" остаётся самым "массовым" явлением симфонической культуры.
А вот несколько парадоксальных ситуаций, высказываний, связанных с историей этого сочинения.
Морис Равель: «"Болеро" – мой шедевр? К несчастью, это пустая музыка!».
После одного из исполнений "Болеро" неизвестная композитору дама воскликнула: "Сумасшедший!". Равель, усмехнувшись, произнёс: "Она поняла!"
Морис Равель – Джорджу Гершвину: «Будьте осторожны, вы кончите тем, что напишете "Болеро"!».

Изумительно точный, но при этом поэтичный портрет Игоря Стравинского, выполненный острым пером Жана Кокто. Живописуя облик композитора, Кокто каким-то образом сумел в самых понятных выражениях представить "облик" всей его музыки.
"Исследовать гениальность не легче, чем электричество. Она либо есть, либо нет её. У Стравинского она есть. Поэтому он ею и не озабочен. Не воспаряет ввысь. Его никогда не заносит. Не поддаётся опасности самокопания, самолюбования или самоуничижения. Своей стихийной мощи он придаёт целеустремлённость, направляя её в точное русло, чтобы питала любые устройства – от промышленных приборов до карманного фонарика.
Давнюю проблему вдохновения он призван заменить изобретательностью. <...>
Когда он играет на фортепьяно, инструмент составляет с ним одно целое. Когда он дирижирует, <...> к нам обращена спина астронома: в своих серебристых множествах он хорошо разбирается, совершая дивный инструментальный пересчёт.
От Н. А. Римского-Корсакова он унаследовал стремление к порядку, переиначивая его на свой лад. И если чернильницы, ручки, линейки разложены на столе у Римского-Корсакова просто по-канцелярски, то порядок на столе у Стравинского наводит ужас. Там прямо хирургический набор. Этот композитор сросся со своей работой, музыка буквально надета и навешена на него, облачённого, словно стародавний человек-оркестр. Свою музыку он уплотняет, обчищает, вокруг валяется музыкальная шелуха… И как частицы его самого – клавишные и ударные инструменты, метрономы, цымбалы, американские карандашики и точилки, пульты, малые и большие барабаны. Они как рычажки в кабине пилота или щетинки на теле насекомых в тысячекратном увеличении, когда на экране показывают их брачные повадки…"

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ