Коллекция музыкальных записей. Композиторы. Творческие эпохи. Жанры.
Материалы по истории искусства и музыки
Энциклопедия музыкальных инструментов
Известнейшие музыканты XX века
Музыкально-поэтический репертуар для детей и взрослых
Коллекция наскальных изображений. Шедевры живописи, пластики, архитектуры.
Серьёзные и иронические задания с комментариями
Программы. Темы для занятий. Контрольные вопросы. Курс творческой практики. Рабочие тетради.
Help & Setting (Инструкция и настройки). Обновления для статической версии.

Современное оборудование, учебные и профессиональные инструменты

Предисловие к multimedia энциклопедии Sonata
О коллективе создателей ресурса

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ (пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ). пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Избранные квартеты
Струнные квартеты №№ 2, 3, 7, 8, 12
Квартет имени Бородина


Струнный квартет № 3 фа мажор, 1. Allegretto
слушать остановить
Струнный квартет № 3 фа мажор, 3. Allegro non troppo
слушать остановить
Струнный квартет № 8 до минор, 2. Allegro molto
слушать остановить
Струнный квартет № 8 до минор, 3. Allegretto
слушать остановить

Эволюция струнного квартета в творчестве Дмитрия Шостаковича во многом сходна с эволюцией квартета у Бетховена. К этой форме "беседы с самим собой" Шостакович обращался в самые ответственные моменты жизни, на самых серьёзных этапах своего творческого и личностного пути.
В некотором смысле этот путь представлялся композитору нерасторжимым с историческими судьбами страны и народа.
Рассуждая о музыке, написанной Шостаковичем после четвёртой симфонии (а первый квартет был создан через два года после "Четвёртой"), искусствоведы часто говорят об "утверждении преобладания минора (с характерным понижением 2-й и 4-й ступеней натурального минора, омрачающим ладовый колорит)". Говорят также и о том, что "мажор у Шостаковича чаще всего встречается в сочетании с жанровыми признаками марша, галопа или бурлески и в подобном виде служит для усиления гротескных эффектов". Но это лишь средства, пользуясь которыми композитор вызывает понимание у слушателей даже совершенно неискушённых в профессиональных тонкостях.
В разработке достаточно лаконичной первой части третьего квартета (1946), например, используются все существующие на сегодняшний день виды композиторской разработочной техники – предклассической, классической и постклассической. И что же? Музыка неизменно производит впечатление как на тех, кто способен оперировать терминологией, включающей понятия полифония, додекафония, политональное и атональное развитие, синкопирование и полиритмия, так и на тех, кому ведомы такие общечеловеческие понятия, как чувство прекрасного, чувство юмора, чувство сострадания… Композитор, кстати, очень не любил учёных разговоров о музыке. В его знаменитых "Записных книжках" есть такое свидетельство:
"Вообще-то литераторы, пишущие о музыке, должны бы следовать примеру Алексея Толстого. Граф Толстой напечатал две большие статьи о моих симфониях. И обе статьи входят в собрание сочинений. Но мало кто знает, что на самом деле статьи написаны за него музыковедами. Их к Толстому вызывали на дачу. И они ему помогали разобраться во всех этих скрипках и фаготах. И прочих музыкальных премудростях, недоступных для графского понимания".
Восьмой квартет
(1960) относится к числу автобиографических партитур Дмитрия Шостаковича. Короткая тема главной партии – сквозная, пронизывающая все пять частей исполняющиеся без перерыва, – состоит всего из четырёх звуков: D (ре)-ES (ми бемоль)-C (до)-H (си). Своеобразная шифровка, отображающая имя и три первые буквы фамилии, используется автором для того, чтобы подчеркнуть – темой его искусства является современность, а сам он непременный участник событий и их свидетель. Восьмой квартет – небольшой, но удивительно ёмкий – собирает воедино всю серьёзную музыку Шостаковича, из всех жанров, оставаясь при этом самостоятельным, свежим, пронизывающим по силе своего воздействия.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ