Симфонии №№ 40, 41
Оркестр Академии Св. Мартина, дирижёр Невил Мэрринер
Симфонии №№ 39-41 – своеобразный триптих, венчающий оркестровое творчество Моцарта, – создан композитором в 1788 году.
Одна из самых популярных моцартовских симфоний, сороковая, – образец классической симфонии. Образец лаконичный и абстрактный, как формула, но при этом глубоко-содержательный, каковой и должна быть симфония.
Первая часть Molto Allegro (очень подвижно) с необыкновенной ясностью и мастерством иллюстрирует принцип сонатного аллегро.
Экспозиция открывается широкой темой (главной партией), которая звучит взволнованно и романтично. Связующая тема заражает музыку деятельной энергией. Побочная партия дышит покоем. По этому кругу аффектов идёт развитие первой части.
В разработке "волнение" главной партии приобретает интонации, в которых проступают нотки отчаяния. Ему противостоит группа контрастных по отношению к главной партии мотивов в характере мужественной силы. Драматические противопоставления осуществляются за счёт использования всех известных композитору средств. Тональная разработка искусно сменяется глубоким полифоническим развитием, а вслед за ним наступает черёд мелодического варьирования – вплоть до разделения музыки на "молекулы", из которых сотканы все три разнообразные темы.
Реприза – синтез мотивов поиска, преодоления и постижения, взаимно обогащённых контрапунктами друг друга.
Кто-то из великих тонко подметил, что классика – это, в сущности, искусство повторений. Можно было бы добавить – да, повторений, но без навязчивости, без дидактики, повторений, необходимых и неизбежных на пути от факта к Истине.
Вторая часть (Andante), как и полагается, исполнена так называемой "просветлённой лирики" с некоторой долей моцартовского юмора, выраженного то ли изящным покачиванием, то ли кокетством покачивающих мелодию форшлагов, каждый раз, будто нарочно падающих на слабую долю. Этот излюбленный моцартовский приём нашёл столь же остроумное применение в первой (Классической) симфонии Сергея Прокофьева, написанной спустя 130 лет.
Третья часть – Менуэт (Allegretto) в трёхчастной форме – умеренно быстрый, с преобладающими драматическими интонациями, уравновешенными мягкой лирикой среднего раздела – трио. Примечательно, что термин "трио" сохранился в классике по аналогии с контрастным эпизодом из барочных трёхчастных танцев. Уже известный нам Жан Батист Люлли завёл традицию записывать этот эпизод для трёх деревянных духовых инструментов – двух гобоев и фагота.
Энергичный финал – рондо-соната – выдержан композитором в подлинно моцартовском духе: на поверхности беззаботность, сменяемая глубокими размышлениями, а в технике – богатство формы и полифоническая насыщенность разработки.
Такова эта музыка, рождение которой пришлось на рубеж двух эпох – Фридриха Великого, воплощения абсолютизма, и Великой французской революции – вестницы кровавых перемен. Но, с другой стороны, это было время, освещённое блеском научных изысканий Луиджи Гальвани, творчества Фридриха Шиллера и философских прозрений Иммануила Канта.